Павел Васильевтің
Музей-үйі
қаз

«В степном краю взращенная душа…»

В Омском Государственном литературном музее им. Ф.М. Достоевского открылась фотодокументальная выставка «В степном краю взращенная душа…», посвященная жизни и творчеству выдающегося поэта ХХ века Павла Васильева, и приуроченная к 105-летию со дня его рождения.

В экспозиции представлены документы и материалы из фондов Омского государственного литературного музея им. Ф. М. Достоевского, библиотеки им. П. Васильева города Омска и Дома-музея Павла Васильева (г. Павлодар), Дом-музей – это символ земной жизни поэта, здесь сконцентрирован весь материал о его жизни и творчестве, единственный в РК и на всем постсоветском пространстве мемориальный памятник истории и культуры по изучению творчества поэта.

Своей жизнью и творчеством евразийский поэт Павел Васильев объединил русскую душу и казахскую степь. Многие города Казахстана и России нашли отражение в его поэзии. Здесь и «затаивший звонкость Зайсан», и «Семипалатинск, город верблюжий», и Владивосток, который расположился «на обвитом облаками взгорье», и его «творческая колыбель» - «ястребиный» город Павлодар. И как любой из этих городов «Омск в голубом морозе, как во сне» также занимает в его судьбе особое место. Здесь он оттачивал свое «ястребиное перо» и в этот город, ставший дорогим его сердцу, возвращался снова и снова.

Здесь Васильев встретился и продолжил дружбу с молодыми литераторами – Иваном Шуховым, с которым уже был знаком раньше, и Андреем Алдан-Семеновым, Евгением Забелиным. Вместе они заходили на квартиру Антона Сорокина, к  Евлампию Минину. Был Павел и на квартире Петра Драверта, который высоко отозвался о его творчестве.

Первое «омское» стихотворение П. Васильева «Незаметным подкрался вечер…» было опубликовано в газете «Рабочий путь» 29 мая 1927 года.

В следующем году в этой же газете публикаций стало значительно больше:   «Песня об убитом», «Вступление к поэме «Шаманья пляска», «Водник», «Пароход». В Омске П. Васильев в основном закончил поэму «Прииртышье» (впоследствии названную «Песня о гибели казачьего войска»). Отрывки из этой поэмы он читал на одном из собраний Омского отделения сибирского союза писателей. В заметке об этом литературном вечере в газете «Рабочий путь» от 20 мая 1928 года говорилось: «Стихи Васильева чрезвычайно экспрессивные, остросюжетные и мелодичные в мастерском чтении автора оставили у слушателей прекрасное впечатление. Совершенно исключительный успех имела поэма «Прииртышье» о приртышском казачестве, написанная в форме «казачьих запевок». Такая высокая оценка не была преувеличением. Отрывки из поэмы вскоре были опубликованы в «Сибирских огнях» под названием «Прииртышские станицы». До сих пор «Песня о гибели казачьего войска» остается потрясающим по силе воздействия произведением и воспринимается не только как выражение самосознания автора, но и как трагическая правда. Ведь еще мальчишкой в родном Павлодаре П. Васильев наблюдал эпизоды гражданской войны. Когда семья переехала в Омск, повзрослевший Васильев стал свидетелем «мероприятий» по раскулачиванию и сплошной коллективизации в казачьей станице Черлак под Омском. Он не остался безучастным зрителем и близко к сердцу принял трагедию своего народа. Позднее его современник Вячеслав Завалишин отметил: «Сознательно или интуитивно Павел Васильев написал поэму о самоистреблении обоих станов. Таким самоистреблением братьев по крови и представляется Павлу Васильеву гражданская война».

«Это и есть подлинный Павел Васильев, по лезвию проходящий то сквозь одну, то сквозь другую тему (казаки, кулаки)...» - утверждает Лев Аннинский. С этим нельзя не согласиться. Всей силой своего таланта Васильев заставляет нас взглянуть другими глазами на казаков, воюющих с красноармейцами в гражданской войне, и на крестьян, раскулаченных в 30-м году. Читая его поэму, мы осознаем, что и казаки, и кулаки, ставшие врагами, – русские люди, попавшие в беду по воле судьбы, вынужденные сделать свой выбор. Так решается  Павлом Васильевым проблема восстановления мира и согласия в раздираемом междоусобицами обществе.

Омск подарил П. Васильеву и первую большую любовь. Ее звали Галина Анучина. Ей он посвятил одно из своих лучших лирических стихотворений:

Так мы идем с тобой и балагурим.
Любимая! Легка твоя рука!
С покатых крыш церквей, казарм и тюрем
Слетают голуби и облака.
Они теперь шумят над каждым домом,
И воздух весь черемухой пропах.
Вновь старый Омск нам кажется знакомым,
Как старый друг, оставленный в степях…

Историю их знакомства рассказала дочь П. Васильева, Наталья Павловна. Оно состоялось, благодаря старшей сестре Галины – писательнице Евгении Анучиной. Увидев Галину, по утверждению Н. П. Васильевой, Павел потерял дар речи. Но только на мгновение. Тут же опомнился и сочинил:

Ах, Галина ты, Галина,
Не девчонка, а малина,
Малинка-смородинка,
Над губою родинка.

В августе 1933 года Галина Анучина вместе с маленькой дочерью   приехала к мужу в Москву. Сразу же начались бытовые трудности: жить молодой семье было негде, нечем было кормить ребенка. Павел вынужден был проводить жену обратно в Омск. Наверное, он чувствовал, что расстаются они навсегда.

Не добраться к тебе! На чужом берегу
Я останусь один, чтобы песня окрепла,
Все равно в этом гиблом, пропащем снегу
Я тебя дорисую хоть дымом, хоть пеплом.

Ради того, чтобы «песня окрепла», чтобы стать первым поэтом России, как он сам говорил когда-то Галине , Павел Васильев остается в Москве. Все так и вышло. Он стал знаменитым, к нему пришло признание, новая любовь, но образ Галины навсегда остался в его сердце и в его стихах, пронизанных строгой нежностью. В 1934 году в газете «Известия» было напечатано стихотворение «Иртыш». Последние строки, без сомнения, посвящены Галине Анучиной:

Я б с милой тоже повстречаться рад –
Вновь распознать, забытые в разлуке,
Из-под ресниц позолоченный взгляд,
Ее волос могучий перекат
И зноем зацелованные руки.
Чтоб про других шепнула: «Не вини…»
Чтоб губ от губ моих не отрывала,
Чтоб свадебные горькие огни
Ночь на баржах печально зажигала.

Чтобы Иртыш, меж рек иных скиталец,
Смыл тяжкий груз накопленной вины,
Чтоб вместо слез на лицах оставались
Лишь яростные брызги от волны!

С экспонатами, представленными на выставке, гостей познакомила директор Дома-музея Павла Васильева З.С. Мерц. Она рассказала об истории создания Дома-музея, о жизни и творчестве поэта. Перед посетителями также выступила заведующая библиотекой им. П. Васильева (г. Омск) Н. А. Бронш. Надежда Александровна показала материалы из фонда библиотеки – первый сборник стихов П. Васильева, изданный после его смерти и подписанный его женой Е. Вяловой, сборник «Подымайся, песня над судьбой!», подаренный библиотеке дочерью поэта Н. Васильевой, и другие редкие издания. З.С. Мерц вручила Н.А. Бронш благодарственное письмо от управления культуры, архивов и документации Павлодарской области, за «значительный вклад в сохранение и популяризацию творческого наследия выдающегося поэта 20 века, нашего земляка, П. Н. Васильева». А в дар библиотеке - каталог графики и живописи и два офорта по произведениям П. Васильева известного казахстанского художника В. Поликарпова, работами которого была представлена художественная часть выставки. Как говорит сам Виктор Федорович: «Бесконечный мир степей, седой Иртыш, звучание казахской и русской речи – воздух моего детства. Павел Васильев подарил мне мир моих дедов, они стали моими ровесниками, всегда со мной. Неиссякаем их разговор, вечно кланяется под ветром трава у их ног, горяч песок, гулок Иртыш.

Могучий творческий дух поэта потрясает. Несметны богатства его интуиции, поразительна смелость поиска истины, образы и краски его неуемной песни завораживают. Я рисую не собственно иллюстрации к его поэзии, а свое чувство причастности к вечному, до которого меня возвышает его чудотворное поэтическое слово».

Выставка продолжит свою работу до середины ноября и достойно представит историко-культурное наследие нашей страны, будет способствовать развитию дальнейшего сотрудничества и партнерских связей между Казахстаном и Россией; познакомит жителей Омска с экспонатами Дома-музея, которые помогают раскрыть и понять образ Поэта, душу «неистового детеныша Иртыша», его самобытное творчество.

 

З. Мерц

Опубликовано в газете "Новое время" 22. 10. 2014 г.